Что такое миофасциальный синдром и как он лечится?

Миофасциальный болевой синдром (МФБС) – хроническое болевое расстройство, при котором интенсивная боль возникает из-за непроизвольного сокращения мышц. МФСБ проявляется болезненными ощущениями в мышцах, которые окружают позвоночник. Также возможны так называемые отраженные боли, возникающие в отдаленных частях тела.

Что такое миофасциальный синдром и как он лечится?

МФСД требует обращения за медицинской помощью. Без лечения симптоматика часто нарастает, что приводит к значительному снижению качества жизни. Диагностикой и лечением миофасциального синдрома занимается врач-невролог.

Природа миофасциального болевого синдрома

Боль вызывают мышечные спазмы, которые возникают из-за дисбаланса в поперечно-полосатых мышцах (сбой может быть связан с травмой, нарушением осанки, дегенеративными изменениями и т.д.). В результате дисбаланса возникают триггерные точки — небольших (1-3 мм) гиперраздраженных участков мышечной ткани. Несмотря на маленькие размеры триггерных точек, области повышенной чувствительности, образованные спазмом, могут быть значительными.

Образованию триггерных точек больше всего подвержены квадратная мышца поясницы, трапециевидная мышца, а также грушевидная, подлопаточная и подостная мышцы. Однако они могут возникать и в других местах.

Что такое миофасциальный синдром и как он лечится?

МФСД возникает в ответ на какой-то провоцирующий фактор (или сочетание факторов). Спровоцировать развитие нарушение могут:

• нарушения осанки и походки,

• физиологические особенности,

• заболевания позвоночника,

• длительное вынужденное нахождение в одном положении,

• постоянные однообразные напряжения мышц,

• травмы,

• острые мышечные перегрузки,

• стресс и тревога (по одной из теорий, при хроническом стрессе и тревожности люди чаще сжимают мышцы, что является формой повторяющегося напряжения, которое делает мышцы восприимчивыми к триггерным точкам).

Симптомы и диагностика

Основное проявление — боль в мышцах, ноющая или схваткообразная. На ранних стадиях она бывает не слишком выраженной, может возникать только при надавливании на триггерные точки. С развитием МФСД боль может проявляться при физических нагрузках и отсутствовать в состоянии покоя. Из-за боли при сжатии мышц ограничивается амплитуда движений. В тяжелой стадии боль становится хронической, нередко присутствует даже в состоянии покоя.

Возможные осложнения МФСД:

• Нарушения сна. Боль мешает спать по ночам, возникают сложности с поиском удобного положения.

• Фибромиалгия — хроническое заболевание, характеризующееся генерализованной болью в мышцах, суставах и сухожилиях. Есть исследования, которые показали, что МФСД у некоторых пациентов может перерасти в фибромиалгию.

Симптомы миофасциального синдрома нельзя назвать специфическими, они могут присутствовать при разных патологических состояниях. Поставить диагноз может только врач-невролог на основании сбора анамнеза, осмотра и пальпации. При необходимости привлекаются аппаратные методы диагностики.

Лечение миофасциального синдрома

МФСД успешно лечится консервативными методами. Лечение обычно является комплексным, включает различные физиотерапевтические процедуры (например, ультразвуковую терапию), массаж, лечебную гимнастику, медикаментозную терапию. Из лекарственных препаратов невролог может назначить анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, миорелаксанты, успокоительные средства. Хорошие результаты показывает плазмотерапия. Этот метод широко применяется в нашей клинике, в том числе для лечения миофасциального болевого синдрома.

Важная часть лечения — устранение факторов, провоцирующих МФСД. Может потребоваться отказ от малоподвижного образа жизни, изменения в режиме работы, исключение тяжелых физических нагрузок.

Миофасциальный синдром серьезно снижает качество жизни. К счастью, он достаточно легко поддается лечению, особенно если не затягивает с обращением к врачу.

Не терпите боль, записывайтесь к неврологу «Клиники дискотерапии» по телефону или через онлайн-мессенджер на сайте.