Грыжа поясничного отдела позвоночника: симптомы, диагностика, лечение

Поясничный отдел позвоночника активно участвует в ходьбе и движениях, на него приходится основная нагрузка при вертикальном положении тела. Поэтому в этой части позвоночного столба дегенеративные изменения и, как следствие, грыжи межпозвонковых дисков развиваются чаще всего.

Как образуется поясничная грыжа?

Из-за повышенных нагрузок позвонки поясничного отдела более крупные. Если на весь позвоночный столб приходится 32-34 позвонка, то в поясничном отделе их всего пять. И межпозвоночные диски, обеспечивающие гибкость позвоночника и амортизацию при нагрузках, в поясничном отделе самые большие – их высота составляет до 11 мм.

Как развивается межпозвонковая грыжа поясничного отдела? Сначала под воздействием регулярных физических нагрузок становится хрупким фиброзное кольцо межпозвонкового диска. Затем из-за дальнейшего давления в нем образуются трещины, происходит разрыв. Гелеобразное содержимое диска выходит за его границы, образуя поясничную грыжу. Грыжа сдавливает нервные корешки, может передавить спинной мозг – в этом случае возможен парез нижних конечностей и даже паралич.

Грыжа поясничного отдела позвоночника: симптомы, диагностика, лечение

К счастью, у врачей есть эффективные способы лечения грыж межпозвонковых дисков, в том числе грыж поясничного отдела. Главное, не затягивать с обращением за медицинской помощью.

Наиболее частая причина формирования грыж – остеохондроз. Дегенеративные процессы в хрящах приводят к повреждению фиброзного кольца и выпячиванию диска. Предрасполагающими факторами выступают многолетняя сидячая работа, избыточный вес, высокий рост, травмы и заболевания позвоночника, возраст.

Симптомы грыжи поясничного отдела

• боль в нижней части спины разнообразного характера, которая может отдавать в ягодицы, крестец, копчик, ноги и даже внутренние органы;

• скованность в поясничном отделе;

• онемение ног, ощущение жжения и покалывания в ногах.

В запущенных случаях дело может дойти до нарушений работы мочевого пузыря и кишечника, атрофия мышц нижних конечностей.

Как ставят диагноз?

Разумеется, одних симптомов для постановки диагноза недостаточно, ведь симптоматика сходна с другими паталогическими процессами. Подтвердить или исключить поясничную грыжу может только специалист. Главный диагностический метод, который при этом используется – магнитно-резонансная томография позвоночника. Обязателен также осмотр врача. При необходимости привлекаются другие методы.

Лечение грыжи поясничного отдела позвоночника

Понятно, что большинство пациентов хотели бы вылечить грыжу без операции. Так обычно и бывает. Хирургические вмешательства не назначаются без крайней необходимости. Во-первых, есть эффективные консервативные методы лечения. Во-вторых, операция есть операция, она связана с определенными рисками для здоровья.

Консервативное лечение направлено на устранение боли и неврологических нарушений, восстановление хрящевой ткани и нервных волокон. Обычно используются медикаментозная терапия (нестероидные противовоспалительные средства, миорелаксанты, глюкокортикостероиды и т.д.), физиопроцедуры, лечебная физкультура, массаж.

В нашей клинике грыжу поясничного отдела лечат уникальным способом, сочетающим применение лекарственных препаратов и воздействие терапевтического лазера. Препараты снимают боль и воспаление, укрепляют хрящевую ткань, улучшают обменные процессы в тканях позвоночника. Лазерная терапия стимулирует кровообращение, помогает лекарствам попадать в нужные зоны. В результате лечения уходит боль, снимается отек и воспаление, уменьшается размер грыжи. Состояние стабилизируется, необходимости в операции не возникает. Также для лечения грыжи поясничного отдела позвоночника у нас успешно применяется фотодинамическая терапия.

Подробнее о лечении грыжи межпозвонковых дисков в «Клинике дискотерапии»

Если вас беспокоят боли в спине или другие симптомы, которые говорят о возможных патологических изменениях в позвоночнике, записывайтесь на прием к нашему неврологу. Сделать это можно по телефону или через онлайн-мессенджер на сайте.